Исследование режимов инерционного вращения самолета
Под режимом инерционного вращения в настоящей работе понимается неуправляемое вращение самолета по крену при значении угла атаки, меньшем критического по сваливанию, которое проис — ходит, несмотря на приведение в нейтральное положение или отклонение против вращения элеронов и руля направления. Такое движение самолета обычно сопровождается существенным изменением углов атаки и скольжения в процессе движения.
Наименование рассматриваемого критического режима — инерционное вращение, введенное впервые в работе fll], не установилось однозначно в отечественной литературе. Эти же явления иногда называют авторотацией, самовращением, аэроинерционным самовращением, аэроинерционным вращением и т. д. В настоящей работе будет использоваться термин инерционное вращение.
Такое наименование критического режима естественно является условным, так же как и наименование других критических режимов (сваливание и штопор) и далеко не полностью отражает физические причины таких видов движения самолета. Этим названием подчеркивается существенная роль инерционных дестабилизирующих моментов, возникающих при вращении самолета относительно оси, не совпадающей с главной осью инерции самолета.
Некоторые случаи движения самолета с выходом на угловые скорости вращения по крену, превышающие вторую критическую, рассматривались в гл. 7, 8 при анализе управления самолета по крену с одновременным отклонением руля высоты и руля направления.
Режим инерционного вращения является одним из наиболее опасных видов движения, обусловленных влиянием взаимодействия продольного и бокового движений. Для него характерна весьма сложная переменная пространственная ориентация самолета вследствие быстрого его вращения и действие на летчика значитель — ных по величинам, часто переменных, нормальных и боковых перегрузок. Для этого режима, как будет показано далее, характерна необычная, часто обратная реакция самолета на отклонение стабилизатора и руля направления. В этой связи режим заслуживает особенно внимательного анализа.
В настоящей главе будут рассмотрены условия, при которых возможно попадание самолета в режим инерционного вращения, свойства движения и некоторые особенности управляемости самолета в зависимости от его аэродинамических характеристик.